Рамил Хабриев

На сегодняшний день в состав БРИКС входят 10 стран, имеющих серьезные экономические планы и возможности. В декларациях, которые принимаются на ежегодных саммитах БРИКС, постоянно подчеркивается необходимость совместных усилий в области общественного здоровья, обеспечение доступности лекарственных средств, медицинских изделий и технологий. Анализ опыта ряда стран, входящих в БРИКС, позволяет понять, насколько эффективны современные национальные системы здравоохранения.

Ранее доступность медицинской помощи оценивалась с учетом одного параметра: сколько процентов от ВВП страна тратит на собственное здравоохранение. Но по одному, пусть и важному показателю объективно проанализировать эффективность невозможно. Поэтому с учетом многоаспектности оценки ВОЗ в 2017 году создала индекс всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ), который рассчитывается по 14 параметрам, в их числе и оценка лекарственного обеспечения.

Показатели смертности ряда медицинских нозологий полностью зависят от того, насколько эффективны препараты, которые есть в той или иной стране, были ли они доступны. Серьезным фактором оценки являются затраты, в том числе из собственных средств граждан, на обеспечение лекарственными средствами. Исходя из этих параметров, можно рассмотреть опыт наших коллег по БРИКС, понять, какой потенциал у каждой страны и какие возможности взаимодействия есть.

Расходы на здравоохранение, обеспеченность врачами и койками также влияют на формирование и значение показателя ВОУЗ, который равен 100 единицам, но его пока никто не достиг. Рейтинг первых пяти стран БРИКС по индексу ВОУЗ выглядит следующим образом: на первом месте — Эмираты с индексом 82, Китай — 81, Бразилия — 80, Россия — 79, Иран — 74. Какие параметры повлияли на формирование этих показателей?

Среди данных стран Иран занимает пятое место по уровню расходов на здравоохранение и по обеспеченности врачами, при этом — первое место по уровню коэффициента смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ), второе место — по уровню риска преждевременной смерти от целевых НИЗ, третье место — по ожидаемой продолжительности жизни (как при рождении, так и в возрасте 60 лет). Возникает вопрос: за счет чего при относительно небольших финансовых затратах удалось выйти на высокие показатели здоровья населения?

Надо сказать, что Иран долгое время находится под санкциями. За это время основным вектором социально-экономического развития в стране была и остается «экономика сопротивления». В приоритете развитие именно собственных наукоемких секторов промышленности. Сегодня 90% лекарств, используемых в Иране, производится внутри государства. Более того, страна является серьезным поставщиком лекарств за рубеж. Разработана такая система медицинской помощи, которая доступна во всех географических регионах страны.

Бразилия и Россия по уровню индекса ВОУЗ в странах БРИКС занимают третье и четвертое место соответственно. По уровню расходов на здравоохранение Бразилия и Россия занимают третье и второе место, по уровню обеспеченности врачами — четвертое и первое место, по ожидаемой продолжительности жизни (как при рождении, так и в возрасте 60 лет) — четвертое и пятое место соответственно. Однако по уровню коэффициента смертности от НИЗ и риска преждевременной смерти от целевых НИЗ Бразилия занимает третье место, а Россия — только пятое.

Откуда такая разница при очень близких показателях доступности и при превышающих у России показателей по финансированию и обеспеченности врачами. Что могло на это повлиять?

В первую очередь те явления, которые связаны с расходами населения на лекарственные средства при амбулаторном лечении. Ранее в показателях здоровья был выведен ряд закономерностей, связанных с этими тратами.

Если говорить про риск преждевременной смерти, то чем меньше затраты населения на свое лечение, тем показатель смертности ниже. Коэффициент смертности в целом также ниже при условии того, что население тратит меньше средств на лечение в амбулаторных условиях. Анализируя показатели ожидаемой продолжительности жизни, мы видим: чем ниже траты пациентов, тем выше ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 60 лет и старше.

Интересен феномен Китая. По уровню расходов на здравоохранение Китай занимает лишь четвертое место, а по уровню индекса ВОУЗ — второе среди стран БРИКС. Каким же образом удается при наименьших затратах обеспечивать один из самых высоких среди стран БРИКС уровней охвата услугами здравоохранения? Китайцы обладают уникальным взглядом на здоровье, который базируется как на древних практиках, так и на современных научных достижениях. Традиционная китайская медицина не теряет свою популярность, она востребована так же, как и применяемые в ней лекарственные средства, доступные для огромной доли населения. Китай добился и значительных успехов в фундаментальной медицине, именно ученые этой страны по цитированию в научных изданиях являются вторыми в мире.

Анализ деятельности систем здравоохранения стран БРИКС позволяет выявить взаимосвязи между отдельными показателями функционирования систем здравоохранения и состоянием здоровья населения. Поэтому стремление государств в рамках нового формата к большему сотрудничеству — важный шаг для обеспечения здоровьесбережения населения этих стран.